ad728x90


Кто "заказал" самого богатого автомобильного "суперменеджера"

Кто "заказал" самого богатого автомобильного "суперменеджера"

В понедельник, 19 ноября 2018 года, мировой автопром потряс скандал, масштабы которого сравнимы с «дизельгейтом». В Японии из-за финансовых махинаций и уклонение от уплаты налогов арестовали главу крупнейшего автомобильного альянса Renault-Nissan-Mitsubishi-АВТОВАЗ-Daimler-Dongfeng Карлоса Гона. Как может повлиять это событие на мировой автопром в целом, на российский автопром и на будущее альянса, в том числе АВТОВАЗа, разбираемся подробно.

Господин Карлос Гон – кто вы?


В России имя Карлоса Гона известно в основном людям, которые имеют отношение к элите автомобильного бизнеса. Простым россиянам это имя практически ни о чем не говорит. Вместе с тем в мировом автопроме Карлоса Гона часто называют не просто самым высокооплачиваемым топ-менеджером, но и суперруководителем.

Кто "заказал" самого богатого автомобильного "суперменеджера"

Бразилец ливанского происхождения Карлос Гон родился в Порту-Велью 9 марта 1954 года. В Париже он в 1974 году окончил химический факультет Политехнической школы. Кроме того, Карлос Гон окончил в 1978 году Высшую горную школу. С этого же года он начал работать в компании Michelin сначала как стажер, а позже и на руководящих должностях. С декабря 1996 года Гон стал исполнительным вице-президентом Renault, а в июне 1999 года перешел в Nissan на должность директора по производству.

В это же время был создан альянс: «Рено» приобрела акции «Ниссана» и получила контроль над его управлением. Ниссан находился в плачевном состоянии. Карлос Гон смог вывести компанию из кризиса, применив радикальные меры: закрыл пять заводов и уволив 20 тысяч человек. С тех пор у Гона появилось прозвище «убийца расходов» и слава лучшего в мире антикризисного топ-менеджера.

Следующим шагом Карлоса Гона, который встал во главе альянса «Рено-Ниссан» стало расширение этого альянса. Сначала в альянс влился российский АВТОВАЗ (на сегодняшний день 96.6% АВТОВАЗа принадлежит компании Alliance Rostec Auto B.V., которая представляет группу инвесторов: Renault s.a.s - 50% (-1 акция); "Ростех" - 32,83%; Nissan International Holdings B.V. — 17,13%). На АВТОВАЗе Карлос Гон также занимал руководящие должности: с 28 июня 2012 года был заместителем председателя совета директоров, а с 2013 по 2016 год – возглавлял совет директоров.

Кто "заказал" самого богатого автомобильного "суперменеджера"

Одновременно с этим Альянс под руководством Карлоса Гона организует «союзы» и с иными автопроизводителями. Так в апреле 2010 года Альянс заключает стратегическое соглашение с немецким Daimler для повышения качества и обмена современными технологиями, а также снижения совместных затрат. В июне 2003 года Nissan и китайская Dongfeng создают совместное предприятие Dongfeng Motor Company. В октябре 2016 года в Альянс вливается Mitsubishi Motors Corporation (MMC), 34% акций которой выкупает Nissan Motor Co. Таким образом Карлос Гон сумел создать крупнейший в мире Альянс, выпускающий ежегодно более 11 миллионов автомобилей.

Управленческие таланты Гона сегодня изучают в бизнес-школах. Ведь он сумел соединить деятельность крупнейших автомобильных компаний, и при этом не разрушил их. Падение Карлоса Гона также будут изучать в бизнес-школах.


В чем обвиняют Карлоса Гона?


По информации токийской прокуратуры, в период с 2011-го по 2015-й годы в отчетах по ценным бумагам на Токийской фондовой бирже Карлос Гон вместе с членом совета директоров Nissan Грегом Келли сообщали о размерах полученной Гоном компенсации. При этом суммы указывались в два раза меньше, чем фактически выплаченные. Таким образом Гон уклонялся от уплаты налогов. Речь идет о сумме порядка 40 миллионов долларов. Прокуратуру осведомил источник внутри Nissan.

Японская компания Nissan также провела внутреннее расследование и выявила еще несколько финансовых махинаций Гона. В частности, Карлоса Гона обвиняют в том, что он в личных целях использовал средства компании, покупая за рубежом недвижимость, присваивал часть средств, которые были предназначены для выплаты в качестве поощрения другим топ-менеджерам Nissan.


Кто "заказал" самого богатого автомобильного "суперменеджера"

Что грозит Карлосу Гону?


По японскому законодательству Карлос Гон может сесть в тюрьму на 10 лет. Также ему грозит штраф в размере 10 миллионов иен (около 89 тысяч долларов). Помимо этого он лишится работы: в Nissan и Mitsubishi, где Гон числится президентом, уже заявили, что топ-менеджера снимут с занимаемой должности на ближайших заседаниях совета директоров. Компания Renault пока оставила Гона председателем и главным исполнительным директором.


Первые последствия ареста Карлоса Гона


Заключение под стражу самого высокооплачиваемого топ-менеджера уже вызвало первую реакцию. На фоне сообщения об аресте котировки акций Nissan и Mitsubishi на Токийской бирже упали соответственно на 5,45%, и на 6,85%, а котировки акций Renault на Парижской бирже рухнули на 15%.

Сегодня также стало известно, что в Renault по настоянию французских властей (часть компании принадлежит государству) совет директоров на срочном заседании назначил временным генеральным директором компании Тьерри Боллоре (ранее занимал пост заместителя гендиректора), а председателем совета директоров – Филиппа Лафайета (ранее один из ведущих топ-менеджеров французского автопроизводителя).


Кто "заказал" самого богатого автомобильного "суперменеджера"

Негласные причины ареста Карлоса Гона


Уклонение от уплаты налогов и финансовые махинации – это лишь официальный повод для отстранения Карлоса Гона от управления крупнейшим Альянсом. В таких ситуациях причины, как правило, заложены гораздо глубже и касаются совсем иных сфер деятельности. Но здесь точного ответа простые смертные не получат. Об истинных причинах можно только догадываться и делать предположения.

По слухам в Nissan были очень недовольны тем, как руководит Карлос Гон. Японцев вполне устраивала работа француза, когда он выводил компанию из кризиса. Теперь же Гон превратился, по слухам, в очень жесткого и непререкаемого руководителя, который не терпит ошибок исполнителей, не замечая своих собственных промахов. Масла в огонь добавляет и тот факт, что Гон получает слишком большое вознаграждение за свою работу: его уже можно смело называть олигархом. Такая ситуация в корне не устраивает менеджмент Nissan. В компании хотят поставить руководителем своего человека.

Также отдельно стоит сказать и о недовольстве Nissan участием в Альянсе. При создании французско-японского альянса Renault выкупила 43% акций Nissan. В свою очередь «Ниссану» досталось только 15% акций французского автопроизводителя. Соотношение же мощностей автопроизводителей прямо противоположно: оборот Nissan в 2017 году составил 92 миллиарда евро, а оборот Renault – около 33 миллиардов. Все это может служить одной из причин «слива» в прокуратуру Карлоса Гона.


Кто "заказал" самого богатого автомобильного "суперменеджера"

Что ждет мировой автопром после ухода Карлоса Гона?


Последствия ухода из автомобильного бизнеса крупнейшего и авторитетного топ-менеджера станут ясными только спустя какое-то время. Сейчас можно только строить предположения. Одним из негативных сценариев может стать распад альянса Renault-Nissan-Mitsubishi или его частичное дробление. Но пока этому сценарию активно развиваться препятствуют как власти Франции, так и власти Японии, которые уже заявили, что выступают за сохранение альянса и его дальнейшую стабильную работу.

На продажу автомобилей, которые выпускаются Альянсом, арест Карлоса Гона, окажет минимальное влияние. Ведь потребители, в первую очередь, смотрят на технические характеристики, дизайн и оснащение машин. Их мало интересуют разборки руководства компаний. А вот возможный распад альянса окажет более существенное влияние. В этом случае производители вновь сконцентрируются на внутренних потребителях. Кроме того, компании лишатся возможности обмениваться последними технологиями и разработками. Это в свою очередь может привести к подорожанию автомобилей и снижению темпов появления новинок.


Кто "заказал" самого богатого автомобильного "суперменеджера"

Арест Гона и АВТОВАЗ


Карлос Гон, работая на АВТОВАЗе вознаграждение не получал. Основные доходы у него были в Renault и Nissan, а также в Mitsubishi. Вместе с тем, махинации с финансами, являясь главой совета директоров российского предприятия, он мог проводить и в России. Подробности таких махинаций могут вскрыться в ходе следствия. Но это маловероятно: японцев вряд ли заинтересует деятельность Гона в РФ. Поэтому арест топ-менеджера на АВТОВАЗ окажет минимальное влияние. Как и ранее российский автопроизводитель окажется под руководством компании Alliance Rostec Auto B.V. и непосредственно Renault. После ухода Гона, не исключено, что на АВТОВАЗе пройдут кадровые перестановки. Они будут зависеть, в основном, от того, кто именно возглавит Альянс Renault-Nissan-Mitsubishi: представитель японской или французской стороны.

Источник: Редакция MassCars.ru

Комментарии

Нет комментариев

Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!